Принятые меры дали положительные результаты, - произошло повышение
эффективности транспортировки товаров и погрузочно-разгрузочных работ.
Однако, по мере рационализации материальных потоков, на первый план
выдвинулась проблема управления складскими запасами.
Учитывая потенциальное значение запасов, исследование логистической
системы должно включить проблему управления запасами, которая
конкретизируется в следующих вопросах:
1. Какой уровень запасов необходимо иметь на каждом предприятии для
обеспечения требуемого уровня обслуживания потребителя?
2. В чем состоит компромисс между уровнем обслуживания потребителя и
уровнем запасов в системе логистики?
3. Какие объемы запасов должны быть созданы на каждой стадии
логистического и производственного процесса?
4. Должны ли товары отгружаться непосредственно с предприятия?
5. Каково значение компромисса между выбранным способом транспортировки
и запасами?
6. Каковы общие уровни запасов на данном предприятии, связанные со
специфическим уровнем обслуживания?
7. Как меняются затраты на содержание запасов в зависимости од .
изменения числа складов?
8. Как и где следует размещать страховые запасы?
Интересным вариантом решения проблем складирования является
"производство без складов", внедрение которого невозможно без
кардинальных изменений во всем комплексе процессов, обеспечивающих
производство, да и в нем самом, и требует, значительны" финансовых
затрат. При этом, как выяснилось, необходимо было решить несколько
задач, среди которых, прежде всего, выделим задачу создания высокоточной
информационной системы по складированию, позволяющей использовать банк
данных в реальном масштабе времени.
При использовании данной системы продукция выпускается лишь в объеме,
обеспечивающем сбыт. Исходное сырье и материалы закупаются только в
размерах, необходимых для удовлетворения спроса. В обратной форме эту
систему можно свести к формуле: "производится только необходимая
продукция, только тогда, когда это требуется, и только в требуемом
объеме".
Ранее, когда производство работало на стабильный рынок, они могло
существовать без учета этих факторов. В условиях же постоянного снижения
стабильности рынка и активного отслеживания спроса дорогостоящие
резервные запасы вытесняются системой информации и надлежащей
организацией управления, дающими большой эффект. В связи с этим
логистика снабжения не может абстрагироваться оттого, что происходит на
конечных стадиях. Причем ключевым фактором является знание положения на
рынке и условий доступа на него.
Последние новшестве в сфере производства таковы: дифференциация
продукции на возможно более поздней стадии производства (на базе
максимально однотипных комплектующих); использование выгод массового
производства не на стадии сборки, а на стадии изготовления
комплектующих изделий; стремление к максимальному удовлетворению
потребностей клиента на этапе выбора товара для производства. Все это
требует гибкости производства на цеховом уровне, достигаемой как за счет
расширения возможностей по переналадке оборудования, так и благодаря
применению новых методов управления запасами - "Канбан" и "Точно в
срок".