J= ST,
формула 1
где J - общий объем технологических или переходных (находящихся в
процессе транспортировки) товарно-материальных запасов;
S - средняя норма
продаж этих запасов на тот или иной период времени;
Т - среднее время
транспортировки.
I.II Запасы объемом в одну партию товара, или циклические запасы.
Особенность большинства предпринимательских систем заключается в том,
что товары заказываются в количествах, избыточных по отношению к
необходимым на данный момент объемам. Тому есть ряд причин, как-то:
задержка с получением заказанных товаров в полном объеме, что вынуждает
заказчиков (в особенности посредников) хранить какое-то время те или
иные товары на складе; скидки, предоставляемые заказчикам при продаже им
товаров купленными партиями; налогообложение торговых сделок с
минимальным размером партий, делающее невыгодной отправку заказчику
товаров в количествах меньше установленного размера, и некоторые
другие.
При этом существуют определенные ограничения на размер
товарно-материальных запасов. Ограничителем выступают издержки их
хранения. Поэтому возникает необходимость достижения баланса между
преимуществами и недостатками, с одной стороны, заказывания, а с другой
- хранения товаров.
Этот баланс достигается выбором оптимального объема партий заказанных
товаров, или определением экономического (оптимального) размера заказа -
"economic order quantity" (EOQ), который вычисляется по формуле":
EOQ = 2AD/vr,
формула 2
где А - затраты на производство;
D - средний уровень спроса;
v - удельные затраты на производство;
r - затраты на хранение.
Резервные, или "буферные", товарно-материальные запасы служат своего
рода "аварийным" источником снабжения в тех случаях, когда спрос на
данный товар превышает ожидания. На практике спрос на товары удается
точно спрогнозировать чрезвычайно редко. Это же относится и к точности
предсказания сроков реализации заказов. Отсюда и необходимость в
создании резервных товарно-материальных запасов.
В определенной степени услуги, предлагаемые той или иной компанией,
представляют собой функцию ее резервных запасов, и наоборот: резервные
запасы компании являются функцией ее услуг. Ясно, что компания будет
пытаться минимизировать уровень своих резервных запасов в соответствии с
декларированной ею стратегией обслуживания заказчиков. И здесь опять
возникает необходимость компромисса - на этот раз между издержками
хранения резервных запасов, предназначенных для приспособления к
неожиданным колебаниям спроса, и выгодами, получаемыми компанией при
поддержании такого уровня обслуживания своих клиентов.